Беспилотные автомобили в России – фантастика в реальности

Середина мая нынешнего года ознаменовалась поистине историческим событием для автолюбителей: при участии основного разработчика Яндекс.Такси прошли испытания первого наземного беспилотника. Прототипы грузовых машин успешно справляются с поставленной задачей и отлично преодолевают сложные участки дороги без помощи водителя. Тестирование на обычных трассах планируется провести летом. 

За последние время к Яндексу, создавшему ассоциацию «Автонет» присоединились КАМАЗ и НАМИ. На базе института разрабатывается электробус ШАТЛ, а крупнейший производитель грузовой техники готовит к выпуску прототип грузовиков с беспилотным управлением. Цель создания ассоциации – развитие полностью автономной электрической транспортной техники.

электробус ШАТЛ

Типы автомобилей от Яндекс-такси

Основные требования, которые предъявляют автовладельцы к машине – современный дизайн и максимальная отзывчивость на команды пользователя. Габариты, страна-производитель (отечественная или иностранная сборка) и топливная система (бензин, газ или электричество) – не критичны. Главный упор делается на удобстве. Для водителей важно, чтобы управлять электронными тормозами, педалями газа, коробкой передач и усилителем руля можно было в автоматическом режиме, а также пересаживаться с одного вида транспорта на другой без ощущения дискомфорта. Всем этим требованиям в полной мере соответствуют Тойота Приус и Киа Соул. Машины оснащены навигатором и программным обеспечением, в котором заложены все пути с ограничениями по скорости и сложными развязками в режиме онлайн.

Тойота Приус

Принцип работы автомобилей без водителя

В машины встроены «электронные мозги», реагирующие на окружающую обстановку при помощи набора спецтехники. Глазами беспилотника являются:

  • Камеры, фиксирующие плоскость в разных направлениях и анализирующие препятствия;

  • Стереокамеры, определяющие расстояние до других участников движения;

  • Радары, работающие по принципу вышек на летательных транспортных средствах или военных кораблях;

  • Датчики кругового обзора с лазерным лучом, приемники GLONASS/GPS и контроллеры вращающихся элементов техники. 

Устройства собирают информацию, программный модуль обрабатывает ее и молниеносно выдает нужное решение. Примечательно, что системы самоуправления уже успешно протестированы в моделях обычных современных автомобилей. Например, климат-контроль, круиз-контроль и другие функции. 

По словам завкафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Жанказиева С., главная проблема заключается в практическом применении «умной» техники. Собрать автомобиль-беспилотник не составляет труда. Но, если машина попадает в аварию, то нет четкого механизма определения степени вины и наказания виновника ДТП. Эти законы еще следует качественно проработать, так же, как и переделать под новые стандарты определенные участки дорог.

беспилотник

Скоро ли появятся на дорогах беспилотные машины в России?

Президент Российской Федерации В.В. Путин внимательно отслеживает ситуацию и предлагает создать сервисную информационно-телематическую платформу до начала зимы. Соответствующее распоряжение он дал правительству. В документе указано, что база должна объединять все основные системы слежения и геолокации, включая государственные и частные инфосистемы. В эту группу включены МЧС, ГИБДД, Министерство транспорта, ЭРА-ГЛОНАСС, сервисы геоинформации, операторы охранно-поисковых служб и «Платон». 

В правительстве уверены, что организация беспилотного движения на дорогах станет перспективным направлением. В частности, об этом высказался министр Минпромторга Мантуров Д., заявивший, что на первом этапе беспилотные автомобили выйдут на локальные трассы, их количество будет постепенно увеличиваться, как и территория для комфортного использования новых машин.

беспилотные автомобили

Также министр отметил, что общество пока не готово к выходу беспилотников. Люди боятся перемен и не понимают, чего можно ждать в будущем. Тем не менее, опасения народа эксперты считают преждевременными. Опыт зарубежных партнеров доказал, что беспилотные авто снижают аварийность на дорогах почти на 90%. Это связано с тем, что у электронного мозга полностью исключен человеческий фактор, и он не будет намеренно нарушать ПДД, превышать скорость и реагировать на эмоциональное поведение других участников движения. 

Программное обеспечение для машины-беспилотника написано с учетом высокого профессионализма опытных водителей и обновляется на основании практики. В случае изменений в ПДД, программа синхронизируется с базами данных в автоматическом режиме. Так, специалисты уверены, что будущее – за беспилотными машинами, и люди вскоре по достоинству оценят их фундаментальные преимущества.

 

Возврат к списку